Крылатые стражи белоруcской границы. Продолжение.

Крылатые стражи белоруcской границы. Продолжение.
Приказом Наркома внутренних дел СССР от 28 июня 1941 г. № 00835 Гродненская 10-я отдельная авиационная эскадрилья была передана в состав ВВС РККА, однако приказом Наркома внутренних дел СССР от 2 сентября 1941 г. № 00192 она вместе с 1-й отдельной авиационной эскадрильей, командиром которой был майор В. Емельянов, была переформирована в 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД СССР.

Командиром полка был назначен майор Владимир Васильевич Емельянов, военным комиссаром – батальонный комиссар Л.П. Азаров, начальником штаба – капитан Г.Г.Софин, старшим инженером – инженер-капитан Е.К.Шеверга.

Еще в июле 1941 г. из ВВС РККА в Отдельную авиационную бригаду пограничных войск начали поступать высотные истребители МиГ-1, однако  вскоре они в течение недели были замены МиГ-3. В качестве учебных самолетов использовались УТИ-4, а инструкторами стали бывший командир 10-й Гродненской авиационной эскадрильи майор Кудрявцев и старший летчик-инспектор по технике пилотирования авиационной бригады подполковник .Шишков. Переучиванием инженерно-технического состава на новую авиационную технику осуществлялось под руководством главного инженера авиационной бригады военного инженера 1-го ранга Н. Сергеева.

Полеты были интенсивными и уже 4 августа 1941 г. был издан приказ по полку о допуске к самостоятельным полетам на МиГ-3 первых 16 летчиков полка.

По штату в полку должно было быть 32 самолета МиГ-3, один транспортный самолет АНТ-40 и один самолет связи У-2. Штатная численность полка составляла 191 человек. Формирование полка закончилось в конце сентября 1941 г., после чего он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса, прикрывавшего Москву от воздушных налетов противника. Полку был выделен сектор Кашира–Серпухов–Наро-Фоминск.

Также полк принимал участие в прикрытии железных и шоссейных дорог, позиций войск Западного фронта и в выполнении других боевых задач 6-го авиационного корпуса ПВО. Во время наступления РККА полк прикрывал войска, наступавшие на Наро-Фоминск и Малоярославец, затем – железнодорожные станции и участки дорог Наро-Фоминск – Балабаново – Малоярославец.

25 августа 1942 г. 11-й истребительный авиационный полк, бывший в составе 6-го истребительного корпуса с 6 июля 1941 г., убыл в состав в 268-й истребительной авиационной дивизии. В этой связи приказом Наркома внутренних дел от 10 февраля 1943 г. 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД СССР был передан в состав 6-го истребительного авиационного корпуса с переименованием в 11-й истребительный авиационный полк т.н. 2-го формирования.

9 июня 1943  г. полк из состава корпуса убыл в состав 319-й истребительной авиационной дивизии ПВО, в составе которой находился до окончания войны. 6-й истребительный авиационный корпус ПВО 15 июня 1943 г. приказом Наркома обороны от 21 мая 1943 г. № 0087 был преобразован в 1-ю Воздушную Истребительную Армию.

Прошли переучивание на МиГ-3 в составе 1-го полка и добравшиеся до Быково некоторые летчики 10-й отдельной авиационной эскадрильи: командиры авиационных звеньев старшие лейтенанты В.А.Кухтин и К.Т.Беляев, летчики лейтенанты В.Карпунин и И.Мещеряков. Уже заместитель командира 1-го авиационного истребительного полка пограничных войск НКВД СССР капитан В.А. Кухтин погиб 2 декабря 1941 г., командир эскадрильи этого полка капитан К.Т.Беляев погиб 7 декабря 1941 г., капитан В.Карпунин погиб в воздушном бою в 1943 г.

Его жена, работавшая до войны в Гродненском горкоме партии, эвакуировав из города документы горкома, доставила их в Москву, в ЦК ВКП (б), а сама вступила в ряды РККА. Впоследствии уже старший политрук Е.П.Карпунина была назначена комиссаром авиационной эскадрильи, затем – заместителем командира эскадрильи по политчасти в женском авиационном полку, которым командовала полковник М.М. Раскова. После получения известия о гибели мужа  она добилась разрешения на полеты и получила квалификацию летчика-штурмана. За участие в воздушных боях была награждена орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, медалями. После демобилизации из ВВС работала в Управлении кадров Министерства путей сообщения СССР.

Бывший летчик 10-й отдельной авиационной эскадрильи лейтенант Иван Иванович Мещеряков после переучивания на истребитель МиГ-3 был назначен в 129-й истребительный авиационный полк 47-й смешанной авиационной дивизии Московской зоны ПВО. 20 сентября 1941 г. командир звена 129-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.И. Мещеряков в воздушном бою в районе  г. Ярцево Смоленской обл. на самолёте МиГ-3 сбил немецкий бомбардировщик. Продолжая бой и израсходовав боеприпасы, другой бомбардировщик таранил, а сам благополучно произвёл посадку.

Исполняя обязанности командира эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка Калининского фронта гвардии капитан И.И.Мещеряков, ведя звено самолетов, вступил в бой с шестью самолетами противника, четыре из которых звено уничтожило, не понеся потерь.

Всего же к декабрю 1941 г. гвардии капитан И.И.Мещеряков, выполнив 135 боевых вылетов, в 15 воздушных боях лично сбил 5 самолетов противника.

8 декабря 1942 г. в районе Ржева Калининской обл. гвардии капитан И.И.Мещеряков повел девять МиГ-3 на перехват более 20 немецких бомбардировщиков, которые под прикрытием истребителей прорывались к Москве. В этом бою он огнем лично сбил три самолета противника, четвертый сбил лобовым тараном… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В очерке, опубликованном в сборнике «Дзержинцы», изданном в Алма-Ате в 1975 г., на с. 65-66 о нем приводится любопытная информация:

«Накануне войны л-т Мещеряков был откомандирован в одну из эскадрилий войск НКВД. Его приезд совпал с перевооружением авиапарка. Правда погранавиация оставила на вооружении СБ, МБР-2, Р-10, но уже тогда поступали новые Яки. Мещеряков вместе со своими товарищами отрабатывал: бомбометание с различных высот, воздушную стрельбу из пулемётов по конусу и по мишеням на земле, разные другие элементы»...

«Утром 22 июня немецкая авиация совершила внезапный налёт на Гродно. Фашисты бомбили город и все окрестности. По боевой тревоге Мещеряков прибыл на аэродром, но его уже не было: лётное поле изрыто воронками, дымились остовы боевых машин.

В воздух успели подняться лишь 3 самолёта Р-10. Они сразу же завязали бой с хорошо вооружёнными фашистскими стервятниками. В скоротечном бою пали смертью храбрых старшие л-ты П.Р.Пашинин, С.К.Фадеев, В.Г.Красовский. Не вернулись с боевого задания А.А.Астахов и В.Г.Пажов.

Обстановка усложнялась. Поступил приказ всему л/с эскадрильи прибыть в пункт, где формировалась отдельная авиабригада погранвойск. Лётно-технический состав гродненцев включили в группу по обучению полётам на истребителях МИГ-3».

Однако истребителей даже Як-1 на вооружении авиации пограничных войск к началу войны не было. 22 июня 1941 г. в небе около Гродно встретил войну и даже открыл счет сбитым немецким самолетам еще один летчик-пограничник – будущий Герой Советского Союза Н.К.Делегей (сам он писал «Дилигей» – прим. С.Л.), который был летчиком 3-й отдельной авиационной эскадрильи Отдельной авиационной бригады пограничных войск НКВД СССР, дислоцировавшейся в г.Алма-Ата.

Также, как и И.И.Мещеряков, накануне войны лейтенант Н.К.Делегей был откомандирован «на западную границу … для прохождения учебных сборов по освоению истребителей». Так как истребителей в 10-й эскадрильи не было, то возможно, что летчики-пограничники или только находились в ней на довольствии, т.е. были прикомандированы к ней, а переучивались в 127-м истребительном авиационном полку ВВС РККА, дислоцировавшемся на аэродроме Скидель, или же были на переучивании в одном из истребительных полков ВВС РККА, дислоцировавшихся вблизи Гродно: в Скиделе, Лиде или Бельске.

В июле 1941 г. на аэродроме Быково началось переучивание летного состава 1-й, 10-й и 11-й эскадрилий и на скоростные бомбардировщики Пе-2. В качестве учебных самолетов использовались самолеты с двойным управлением СБ, а летчиками-инструкторами были бывший командир 11-й отдельной авиационной эскадрильи пограничных войск Прибалтийского округа майор Петров и заместитель командира 1-й Быковской отдельной авиационной эскадрильи капитан Бабанов.

Однако вскоре из-за катастрофы полеты на Пе-2 были приостановлены, а затем и вовсе прекращены в связи с формированием 1-го истребительного авиационного полка пограничных войск НКВД СССР.

Также на аэродроме Быково была сформирована 1-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья, командиром которой в сентябре 1941 г. был назначен капитан А.Бабанов, начальником штаба – капитан А.Завьялов, инженером – военинженер 3-го ранга А.Васягин. На вооружении эскадрильи были самолеты Р-10, Р-5, По-2, а затем поступили транспортный вариант самолета СБ – ПС-84 и транспортный Ли-2.  

В конце 1942 г. эскадрилья была переформирована в транспортный авиационный полк пограничных войск НКВД СССР, который после передачи 1-го истребительного полка пограничных войск НКВД СССР в состав 6-го авиационного корпуса ПВО был переименован в 1-й отдельный авиационный полк пограничных войск НКВД СССР. Командиром полка был назначен подполковник В.Сычев, начальником штаба – майор В.Куцемелов, старшим инженером – инженер-капитан Е.Шеверга.

Летчики этого полка в годы войны выполняли важные задания командования по обеспечению боевых действий войск РККА, по охране тылов фронтов и армий, осуществляли связь Центра со штабами фронтов, партизанских соединений и отрядов, а также выполнили перелет в Тегеран, доставив туда на переговоры с союзниками советскую делегацию во главе с И.В.Сталиным.

Во время полетов к белорусским партизанам в качестве оперативного аэродрома использовался аэродром Зябровка, расположенный в 13 км юго-восточнее Гомеля. За 10 полетов в тыл противника, из которых четыре были с посадкой на партизанские аэродромы Беларуси, самолетами полка было доставлено 36 оперативных работников НКВД СССР и работников Белорусского штаба партизанского движения, вывезено 41 тяжелораненый партизан, 12 женщин и детей, в расположение партизан было сброшено на парашютах 4230 кг боеприпасов.

Во время этих полетов было несколько встреч с немецкими ночными истребителями и два случая не выполнения посадки на партизанских аэродромах из-за усложнения боевой обстановки в районах их расположения.

За отличную боевую работу личному составу полка Народным комиссаром внутренних дел БССР была объявлена благодарность и направлено ходатайство о представлении к правительственным наградам…

Леонид Спаткай, историк, действительный член Всероссийского геральдического общества