Хроника: 13-й Березинский пограничный отряд

21 июня 1941 года.
Вскоре появились первые безвозвратные потери: под вражескими бомбами и в схватках с диверсантами погибло не менее десятка военнослужащих отряда, в том числе комендант
23 июня 1941 года.
Помимо охраны зоны пограничного заграждения, отряд приступил к осуществлению оперативно-войсковой разведки и выполнению задач по выявлению и ликвидации разведывательно-диверсионных групп и парашютных десантов противника. Одновременно командованием отряда были предприняты все исчёрпывающие меры к своевременному вывозу из прифронтовой полосы вверенных под ответственность 13-му Березинскому погранотряду военных складов.
В этот же день началась и эвакуация семей комначсостава.
27 июня 1941 года.
Вследствие участившихся авиаударов противника по главному военному городку отряда управление и штаб, а также подразделения боевого обеспечения и тыла были скрытно выведены в запасной район сосредоточения в лесную чащу, расположенную в полутора километрах к северу от Березино.
В этот же день линейные заставы получили приказ окопаться по левому берегу реки Березина.
27 июня вошло в историю отряда как день первых боестолкновений её личного состава с передовыми подразделениями яростно рвущихся на восток фашистов. Так, отделение бойцов Плещеницкого узла связи в количестве восьми штыков получило приказ оперативно выдвинуться к месту повреждения вражескими диверсантами линии связи, связывавший отряд с Минском. Вблизи райцентра Логойск, на 41-м километре шоссейной магистрали Минск Плещеницы, воины-связисты внезапно лицом к лицу столкнулись с головным дозором танковой колонны немцев. Завязался неравный бой, победителем в котором вышла всё же горстка советских храбрецов. «Зелёные фуражки» связками гранат сначала подбили два танка, а затем прицельными выстрелами из винтовок расправились с пытавшимися скрыться бегством самими вражескими танкистами. Среди убитых гитлеровцев оказался и офицер. Его парабеллум пограничники забрали с собой на правах боевого трофея.
К сожалению, в этом бою потери понесли и сами связисты от вражеских пуль погиб линейный надсмотрщик красноармеец Борис Сергеевич Старков.
Имела боестолкновение в этот день и
29 июня 1941 года.
Противник, занявший накануне областной центр Белорусской ССР город Вилейка (ныне районный центр Минской области), вплотную подошёл к зоне пограничного заграждения, охраняемой левофланговой
В этот же день разведывательно-поисковой группой в составе семнадцати штыков, высланной от
31 июня 1941 года.
В силу нависшей над посёлками Плещеницы и Бегомль (современных Логойского района Минской области и Докшицкого района Витебской области соответственно) угрозы захвата противником, подразделения
1 июля 1941 года.
Разведкой, высланной от
Вместе с частями Красной Армии в направлении посёлка Боровка Лепельского района осуществлён отход
2 июля 1941 года.
Около 15.00 передовые части
К исходу суток отряд (но без
3 июля 1941 года.
«Отыскалась»
В 20.00 генерал-майор Б.Р. Терпиловский, начальник Лепельского военного гарнизона и одновременно командующий Лепельской оперативной группой войск Западного фронта, поставил перед отрядом задачу немедленно приступить к оборудованию предполья на рубеже, проходящем в 12 км северо-западнее Лепеля у озера Воронь, деревня Воронь деревня Старое Село. Согласно архивным документам, в боях
4 июля 1941 года.
Как сказано в Историческом формуляре части, «в 5.00 4 июля 1941 г. отряд прибыл в район д. Старинка для организации предполья...
Части Красной Армии (Вилинская школа [Виленское военно-пехотное училище], занимавшая оборону предполья) в 14.00 отошли, в 16.00 отряд начал отход в направлении [реки и посёлка] Улла.
Обоз отряда, следовавший по дороге западнее 20 км Витебска, юго-западнее 1 км Готьня, подвергся бомбардировке авиацией противника. В результате убит младший лейтенант Николай Алексеевич Григорьев [делопроизводитель автовзвода] и красноармеец Михаил Константинович Яловик [слесарь автовзвода], ранен уполномоченный ОО [Особого отдела НКВД СССР] Ревенко, разбита одна автомашина ГАЗ-АА.
В 20.00 обоз прибыл к штабу [Отдела] охраны тыла
5 июля 1941 года.
«В 4.00 5 июля 1941 г. западнее 4 км дер. Худаково отряд подвергся бомбардировке. Жертв и разрушений нет.
В 6.00 в направлении Горчицы была выслана разведка под командой старшего помощника начальника
5 июля 1941 года ядро
В списки безвозвратных потерь также фамилии ещё десяти представителей старшего и среднего комначсостава: старший политрук Евгений Михайлович Гофен (должность неизвестна), начальник связи отряда лейтенант Иван Андреевич Краснов, делопроизводитель штаба техник-интендант
Уцелевшие пограничники вырвались из западни в составе небольших разрозненных групп.
6 июля 1941 года.
Как гласит Исторический формуляр части, «отряд переправился в районе деревни Усвицы (в 12 км северо-западнее п. Улла) через Западную Двину, следовал на Оболь и Сиротино [оба - Сиротинского района Витебской области]. Обоз находился восточнее 9 км г. Витебск».
7-8 июля 1941 года.
Командование отряда сумело разыскать и собрать вместе все походные колонны своих подразделений (в том числе и обозы), отступавшие в арьергарде частей Красной Армии в общем направлении на город Невель, районный центр современной Псковской области.
В конечном итоге отряд был сосредоточен в окрестностях города Велиж, районного центра Смоленской области. При этом под место дислокации штаба был выбран квадрат, находящейся в 10 км севернее Велижа.
9 июля 1941 года.
На основании изданного в этот день приказа начальника охраны войскового тыла Западного фронта полковника Сухарева
10-12 июля 1941 года.
Как надо полагать, именно в эти дни вместо без вести пропавшего батальонного комиссара Д.Т. Дынина на пост заместителя начальника отряда по политической части (17 июля 1941 года преобразована в должность военного комиссара) из штаба Западного фронта прибыл депутат Верховного Совета СССР батальонный комиссар Максим Лаврентьевич Лебедев.
13 июля 1941 года.
Ядро отряда в силу оперативной необходимости было передислоцировано в новый район - 12 км северо-восточнее города Велиж.
15 июля 1941 года.
Командный пункт штаба отряда перенесён в окрестности некоего населённого пункта Липец (очевидно, речь идёт об одноимённой деревне Великолукского района современной Псковской области).
В течение суток отрядом неоднократно высылались разведдозоры в направлении осаждаемого гитлеровскими войсками псковского города Невель.
16 июля 1941 года.
Подразделения
Намного тяжелей пришлось главному ядру
Пограничники, возглавляемые капитаном Василий Алексеевич Васильевым, шесть часов подряд стойко обороняли занимаемый рубеж.
Как сказано в одном из архивных документов, «отходя перекатами на последующие рубежи, на северную окраину деревни Церковище, через мост на реке Усвяча, подразделения вели бой с превосходящими силами противника.
Для прикрытия отхода на южной окраине Адамово группой пограничников в составе трёх человек под командой командира отделения сержанта М.И. Бухреева был сожжён мост через р. Усвяча, что вынудило противника задержаться при переправе, а часть сил повернуть на север, на Бараново и далее на Сиверст и Успенское.
В бою особенно отличились пулемётчики под командованием начальника оружейной мастерской отряда воентехника
Потери
В этот же день, 16 июля, штабное ядро отряда в силу складывающейся оперативной обстановки переместилось в квадрат, расположенный в одном километре севернее деревни и разъезда Сопки Куньинского района современной Псковской области.
17 июля 1941 года.
Помимо выполнения основных служебно-боевых задач, отрядом в течение светового дня интенсивно велась разведка в направлении города Великие Луки.
18 июля 1941 года.
Новое место дислокации штаба и ядра отряда - северо-восточные окрестности станции Скворцово Торопецкого района современной Тверской области.
В 19.00 пулемётный взвод, охраняющий командный пункт штаба, заградительным огнём с земли без потерь в своих рядах отбил атаку вражеского штурмовика.
19 июля - 11 августа 1941 года.
Как гласит Исторический формуляр части:
«потери отряда на 19.7.1941 г. начсостав: убито - 1. ранено - 1, пропало без вести - 41 человек.
Младшего начсостава: убито - 3, ранено и пропало без вести - 70 человек.
Рядового состава: убито - 4, ранено - 3, пропало без вести - 209 человек.»
Налицо отряд имел: начсостава - 91, младшего начсостава - 51, рядового - 336 человек. Кроме того, к отряду было прикомандировано: начсостава - 3, младшего начсостава - 2, рядового - 32 человека.
Одновременно в этот период времени отрядом регулярно осуществлялись разведвылазки в тыл противника. Так, в оперативном тылу гитлеровцев успешно рейдировали:
25 июля - 6 августа в окрестностях оккупированных населённых пунктов Мница и Ушицы Куньинского района современной Псковской области - разведгруппа в количестве четырнадцати штыков под командованием Врид заместителя начальника отряда по разведке техника-интенданта
30 июля - 3 августа в окрестностях посёлка Плоскошь вдоль линии административной границы современных Псковской и Тверской областей - разведгруппа в 69 штыков во главе с майором И.М. Млявовым. Итоги операции: в 16.00 часов 30 июля освобождён тверской посёлок Плоскошь.
В 20.00 часов 30 июля дозором в количестве 18 штыков во главе с начальником штаба
В 00.10 часов 1 августа штурмовой группой младшего лейтенанта Комарова в ходе дерзкой ночной атаки захвачена деревня Сенино.
В 00.15 часов 1 августа группа бойцов под командованием старшего сержанта Коваленко, не понеся при этом потерь со своей стороны, у деревни Борок в ходе короткого встречного боя обратила в бегство вражеский разведдозор.
2 августа 1941 года находившиеся у деревни Юнцево в засаде трое пограничников преградили путь вражескому разведдозору в количестве 10 штыков. Гитлеровцы, подобрав убитых и раненных, поспешно ретировались. С нашей стороны тяжёлое ранение получил красноармеец Смыслов.
С 6 августа 1941 года и в течение нескольких суток в окрестностях тверского посёлка Плоскошь - разведгруппа во главе с капитаном Быкановым.
С 19 июля по 21 августа 1941 г. нарядами задержано и отправлено на сборные пункты в г. Торопец 6776 военнослужащих частей Красной Армии, вышедших из окружения и отставших от своих подразделений. (Согласно Историческому формуляру
11-21 августа 1941 года.
Штаб и ядро отряда - в трёх километрах южнее посёлка Кунья, райцентра современной Псковской области, у большака Великие Луки - Торопец.
Как следует из Исторического формуляра части, в период с 19 июля по 21 августа 1941 года служебными нарядами отряда в оперативном тылу
Одновременно «зелёные фуражки» активно зачищали зону своей ответственности от вражеских диверсантов. В частности, в ночь с 17 на 18 августа 1941 года успешную чекистско-войсковую операцию на правом фланге
22 августа 1941 года.
Отряд - в жестоком оборонительном бою на подступах к станции и посёлку Кунья, районного центра современной Псковской области.
События здесь развивались по следующему сценарию. В полдень 22 августа 1941 года противник у населённого пункта Земинка (Земенькино) мощным ударом взломал линию нашей обороны, после чего, практически уже не встречая какого-либо существенного сопротивления, начал стремительное движение на восток по автомагистрали Великие Луки - Ржев.
Чтобы предотвратить нависшую над войсками
Первая - под общим командованием штаба отряда:
Вторая - под общим командованием начальника
Третья - основные силы
В 14.30 вражеские моторизованные колонны вышли на ближайшие подступы к деревне Харитоново. Обнаружив впереди заслон, остановились и в 15.00 обрушили на него мощный удар авиации и артиллерии.
В целях сохранения наличного автотранспорта и иной материальной части службы тыла майор Т.А. Сметанин в 15.30 был вынужден отдать приказ на отход тыловых подразделений в направлении станция Кунья и далее - на Назимово. Боевые же подразделения в это время изготовились к отражению вражеской атаки.
В 15.45 с дистанции в
В 15.50 позиции
В последующие два часа - отражение бессчётных атак мотопехоты, поддержанных танками.
Вот имена только некоторых героев этого неравного сражения: военком отряда батальонный комиссар М.Л. Лебедев, старший помощник начальника
Приказ на отход майор Т.А. Сметанин отдал только в начале седьмого вечера. К этому его принудила складывавшаяся боевая обстановка: в 18.00 под прикрытием огня авиации и артиллерии одна немецкая танковая колона в шесть бронеединиц прорвала оборону на левом фланге, а вторая не менее крупная по силам, совершив обход, вышла на шоссе, ведущее на станцию Кунья. Дальнейшее удержание рубежа становилось бессмысленным.
Отход проходил организованно, в направлении на станцию Кунья и далее - на Торопец. При этом заставы прикрывали друг друга огнём. Но чуть раньше командование отряда позаботилось о спасении Боевого Знамени части. Оно вместе с ящиком, в котором хранились секретные документы партийно-политического аппарата, было вручено под ответственность группе военнослужащих в составе: лейтенант Помыцко (старший), секретарь бюро ВЛКСМ части замполитрук И.Д. Савенков и военный шофёр сержант А.А. Кондратьев. Приказ гласил: любой ценой в целостности и сохранности доставить бесценный груз в штаб Отдела охраны войскового тыла
Спасение Знамени и документов
Итог сражения 22 августа 1941 года: благодаря стойкости и завидной полевой выучке пограничников более чем на три часа было остановлено беспрепятственное движение вперёд ударных сил противника, что в свою очередь позволило войскам
Однако серьёзные потери понёс и сам отряд. Из боёв
Ещё тринадцать человек получили тяжёлые ранения, повлёкшие за собой эвакуацию с поля боя на лечение в тыловые госпитали. Это - военком отряда батальонный комиссар М.Л. Лебедев (по излечению - военком
Впоследствии, приказом командующего Калининским фронтом № 0104 от 28 марта 1942 года за мужество и героизм, проявленные 22 августа в боях у псковской станции Кунья, орденами и медалями будут отмечены шестеро из четырнадцати, представленных к награждению: орденом Красного Знамени - подполковник Тимофей Андреевич Сметанин; орденом Красной Звезды - командир отделения
23 августа 1941 года.
Ядро отряда выдвинулось к новому месту дислокации - в окрестности тверского города Торопец. Однако в целях прикрытия безопасного отхода полевого управления
В 12.15 это подразделение окопалось вдоль противотанкового рва, а в 16.05 вступило в бой с передовыми частями фашистов.
24 августа 1941 года.
В 8.00 сводное подразделение капитана Епифанова, продолжая выполнять роль арьергарда, преградило путь гитлеровцам в трёх километрах севернее станции Назимово - на левом берегу реки Трубица. Впоследствии эта боевая группа благополучно соединилась с ядром своей части.
С 11 сентября 1941 года отряд приступил к охране войскового тыла
На основании приказа наркома внутренних дел СССР № 001379 от 25 сентября 1941 года
С 16 октября 1941 года
26 октября 1941 года
Со второй половины 1942 года он - в составе Управления войск НКВД СССР по охране тыла Западного фронта.
Начиная с конца октября 1942 года - на охране войскового тыла следующих общевойсковых армий:
- 29 октября - 29 декабря 1941г. - 29-й армии Калининского фронта;
- 29 декабря 1941г. - 1 января 1942г. - 29-й и частично
39-й армий Калининского фронта; - 1 января - 1 июля 1942г. - 30-й армии Калининского фронта;
- 1 июля - 1 марта 1943г. - 30-й и частично
29-й армий сначала Калининского, а затем Западного фронтов; - 1 марта - 14 марта 1943г. - 30-й армии Западного фронта и частично
41-й армии Калининского фронта; - 14 марта - 3 сентября 1943г. - 30-й (с апреля 1943 года -
10-я гвардейская) и31-й армий Западного фронта; - 3 - 6 сентября 1943г. - 31-й армии Западного фронта;
- 6 сентября - 10 октября 1943г. - 5-й и
31-й армий Западного фронта; - с 10 октября 1943 года -
10-й гвардейской и31-й армий Западного фронта.
В октябре 1941 года в соответствии с приказом наркома внутренних дел СССР один из трёх штатных батальоном полка был снят с охраны тыла Калининского фронта и направлен в Москву в распоряжение центрального аппарата союзного НКВД. Местом его временной дислокации в столице стало одно из служебных зданий, расположенных за Рогожско-Симоновской заставой. Полученная им боевая задача:
- частью сил взять под свою охрану комплекс зданий Наркомата на Лубянке;
- на случай начала экстренной эвакуации находящихся здесь материальных ценностей и документации несколько мелких подразделений постоянно держать внутри комплекса зданий Наркомата на Лубянке;
- главными силами находиться в готовности к вооружённому сопровождению в Куйбышев четырёх спецэшелонов с высшими должностными лицами Наркомата внутренних дел. При этом инструктаж личного состава служебных нарядов, выделенных на сопровождение тех самых спецэшелонов, осуществлял лично генеральный комиссар госбезопасности Л.П. Берия.
22 января 1942 года свой подвиг совершил представитель комсомольской организации
На основании приказа члена Военного совета Калининского фронта корпусного комиссара Д.С. Леонова
К моменту прибытия на подмогу частей регулярной Красной Армии роты имели следующие потери: убиты двое (красноармейцы С.В. Сивков и Т.Т. Анисимов), ранены пятеро (в том числе младший сержант Белышник, красноармейцы Колтушёв, Куптишев и Тараканов), пропали без вести четверо военнослужащих - не вернулись из разведки.
После выхода из боя эти две роты вновь приступили к выполнению служебно-боевых задач по охране войскового тыла
За мужество и героизм, проявленные в ходе боев
- Врид командира взвода химической защиты старшина Николай Петрович Бажков (приказ командующего
Приблизительно в середине 1942 года
Соавтор: Юрий Ржевцев