Ветеран Великой Отечественной войны
Родился в 5 июня 1928 году в небольшой, затерявшейся в лесах Витебской области деревушке Козлы.
В июле 1941 года жители деревни увидели колонну бойцов Красной армии, отступающих в сторону железной дороги Витебск - Невель. Так здесь узнали о том, что на Советский Союз напали фашисты, которые вскоре появились в деревне.
Вот как Валентин Алексеевич рассказывает о том времени:
- В деревне в тот момент не было ни стрельбы, ни отступающих войск. И вдруг на пороге нашего дома появился немецкий солдат с автоматом на шее. На ломаном русском языке он спросил: «Матка, масло, сало, яйко е?». Мама, испугавшись, ответила, что есть сало, и повела его в темную прохладную комнату, где стояли бочонки с соленьем и салом. Фриц набил свой ранец кусками сала, порылся в шкафу, забрал папиросы и ушел. Через 10-15 минут двое немцев с винтовками прямиком прошли в комнату и выгребли из дома все до последнего кусочка.
В этот же день в находящейся от нас в двух километрах деревне Исаково немцы поймали теленка и потащили его за веревку на убой. Хозяйка этого теленка жила бедно, имела троих малых детей. Отчаявшись, она схватила за веревку и с криком и плачем пыталась отбить теленка. Немец железным прикладом винтовки раздробил женщине руки, но она не отпустила веревку. Рядом стоящий немец выстрелом в спину убил бедную женщину.
Подобное совершалось на всей оккупированной территории. Грабеж, мародерство, убийство мирных жителей ради уничтожения советского строя, ради захвата сырьевых и материальных ресурсов стали привычными для немцев. Поэтому уже с первых дней войны широкий размах получило партизанское движение и подпольная борьба.
Наша семья не осталась в стороне, мы также люто ненавидели этих варваров. Сначала мой отец, Алексей Григорьевич, затем старший брат Анатолий, а в январе 1943 года и я, пятнадцатилетний парень, со своими винтовками ушли в 3-й отряд 4-й партизанской бригады.
Мне особенно запомнился эпизод разгрома немецкого гарнизона на станции Езерище: тогда были убиты 24 немца и полицая, сожжены склады с горючим и сеном, казарма. Подобные операции проводились десятки раз. С 1943 года наш отряд начал чаще выходить на железную дорогу для подрыва рельсов и поездов, особенно на участке Полоцк - Невель. Размах «рельсовая война» получила в 1943 году, но особенно в 1944-м накануне операции «Багратион».
В зоне действия нашей 4-й бригады было пущено под откос 74 эшелона противника, подорвано 60 тысяч рельсов. Великая победа далась очень тяжело всем. Перед моими глазами стоят погибшие на фронте три дяди, два брата, расстрелянные и сожженные карателями в 1943 году мать и вместе с нею два младших брата. Я остался жив, хотя из боев выходил с простреленными шапкой и рукавами маскхалата.
Война для меня окончилась в июле 1944 года, когда отряд соединился с наступающими войсками Прибалтийского фронта.
На всю жизнь остался в моей памяти момент расставания с друзьями-партизанами, многие из которых были зачислены в наступающие войска, но мой возраст был непризывным.
После учебы с 1945 по 1950 года Валентин Алексеевич работал на железнодорожных станциях Полоцк и Витебск дежурным по станции, участковым диспетчером. Ему было присвоено звание «техник – лейтенант железной дороги», в 20 лет стал членом КПСС.
В 1950 году был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Направлен в школу сержантского состава войск ПВО в г. Ленинград, а затем - в Московское общевойсковое командное училище им. Верховного Совета СССР (в народе это училище называли «кремлевским», так как после революции курсанты несли службу в Кремле).
«Мне запомнились подготовка и участие в парадах Победы на Красной площади, - вспоминает ветеран. - Участию в парадах предшествовала длительная подготовка по 2-3 часа в день на протяжении 3-х месяцев. В последний месяц на тренировку ездили в ЦПКиО им. Горького, где на длинной набережной за нашей репетицией постоянно наблюдали некоторые члены правительства и генералы из Генштаба. И не случайно наше училище из 2-х коробок по 200 человек было завершающим на парадах. Во время парада на трибуне Мавзолея стояли члены Политбюро и сам Сталин, который всегда нам аплодировал. Своей отличной выправкой и прекрасным прохождением мы заслуживали благодарности министра обороны и суточные увольнения в город.
Незадолго до выпуска в 1952 году в летнем лагере под Владимиром появился офицер в форме пограничника, который (как потом стало известно) занимался отбором курсантов в погранвойска.
Вскоре вместе с лейтенантскими погонами я получил направление в Северо-Западный пограничный округ в г. Петрозаводск.
Служба на севере началась на заставе, которая находилась на побережье Кольского полуострова, и на которую я прибыл на пароходе «Илья Репин».
По пути на заставу я переболел морской болезнью и навек невзлюбил море. Погранзастава размещалась в бывшей церквушке, где проживал начальник заставы с семьей, я и солдаты.
Наша задача сводилась к тому, чтобы с НП наблюдать за движением судов вдоль побережья, периодически проверять побережье на предмет возможной выброски с судов людей или грузов, а также досматривать рыболовецкие суда, сдающие рыбу.
Через полгода я был переведен в 100-й Никельский погранотряд Печенгского района на сухопутный участок на границу с Норвегией.
1966 год стал последним годом службы на заставе: я был переведен старшим офицером в погранкомендатуру, а затем назначен ее комендантом.
Комендатура охраняла сухопутную границу с Финляндией. Через 10 месяцев я был назначен начальником отделения боевой подготовки штаба отряда».
После 20 лет службы в Заполярье Григорьев написал рапорт о переводе в Западный пограничный округ на родину, где прошло его детство и юность, где воевал в партизанском отряде в годы войны. С 1973 года он стал служить в Брестском Краснознаменном погранотряде, где многое сделал для повышения качества боевой подготовки личного состава, внедрения передовых форм и методов обучения, повышения методического мастерства офицерского состава подразделений.
В 1976 году уволен в отставку по болезни.
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны и личные успехи в охране Государственной границы, награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», двумя медалями «За отличие в охране Государственной границы» и многими другими.