Участник первых боев на границе
Ветеран Великой Отечественной войны
Родился на Кубани 01 декабря 1919г.
«До войны окончил сельхозтехникум, получил специальность техника-механика. Работал разъездным автомехаником в леспромхозе, сдал на «отлично» нормы ГТО, стал Ворошиловским стрелком. Когда подошел срок призыва в армию – был готов к этому во всех отношениях, - вспоминает Павел Федорович.
Призвали меня в пограничные войска и направили на учебный пункт в 88-й пограничный отряд Белорусского пограничного округа, дислоцировавшийся у станции Шепетово (ныне Белостокское воеводство Республики Польша). После окончания курса подготовки, осенью 1940 года, продолжил службу на 14-й пограничной заставе, что стояла на реке Западный Буг, в качестве разведчика-кавалериста. Участки границы были хорошо укреплены, служба проходила спокойно. Нарушения границы были, но, в основном, со стороны местных жителей с хозяйственно-бытовыми целями либо случайно.
Однако весной 1941 года обстановка на границе изменилась. Пограничные наряды наблюдали прибытие в пограничную полосу большого количества техники, увеличение численности гитлеровских войск. Несмотря на попытки убедить нас в том, что войны с немцами не будет, нам было ясно, что война неизбежна.
Ранним утром 22 июня немцы открыли артиллерийско-минометный огонь по нашей заставе. Ориентиром для них был костел в 300-х метрах от заставы. Сразу за оградой костела стояли палатки строительного батальона, возводившего сооружения укрепрайона на участке нашей заставы. Когда деревянный костел вспыхнул, стройбатовцы бросились в сторону заставы, но там уже почти никого не было. Пограничники во главе с начальником заставы Семеновым заняли оборону у реки. Немцы готовились возводить понтонную переправу. Десятка два гитлеровцев начали собирать понтоны, и когда достигли середины реки, по команде «Огонь!» мы расстреляли их из пулеметов и винтовок. И вот тогда фашистская артиллерия перенесла огонь на наши позиции. Ветер дул в нашу сторону, и немцы воспользовались этим обстоятельством. Они устроили плотную дымовую завесу, лишив нас возможности вести прицельный огонь. После нескольких попыток сдержать вражеский десант, последовала команда отходить.
В том первом сражении из 36 пограничников в живых осталось менее половины. Мне повезло - я вышел из боя с простреленной фуражкой.
Отступление было затяжным и изнурительным. Мы входили то в один запасной полк, то в другой. Наконец окончательно закрепились в 221-м стрелковом полку 61-й Никопольской стрелковой дивизии. При распределении учли мою военную специальность, опыт службы на границе и направили в полковую разведку. Здесь пришлось участвовать в нескольких вылазках в немецкий тыл, которые завершились удачно - меня повысили в воинском звании. В одном из поисков я и мой напарник Морозов добыли очень ценную карту, приказы и распоряжения, другие важные штабные документы врага. За это нас обоих наградили медалями «За отвагу».
В дальнейшем принимал участие в форсировании Днепра, участвовал в боях на территории Украины и Белоруссии, в штурме города и крепости Кенигсберга. В составе 61-й стрелковой дивизии прошёл многие километры военных дорог - от Кавказа до Берлина и Праги, где и встретил День Победы.
После войны около тридцати лет работал мастером производственного обучения Пинского индустриально-педагогического техникума. На встречи с молодежью и в День Победы надеваю костюм с наградами за воинские и трудовые заслуги».
За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и за трудовые успехи награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В.И.Ленина», «Ветеран труда» и многими другими.